Екатеринбург- Царская дорога и царский путь
Делай что должно, и будь что будет
Фиксированное меню
16.07.1989 г. вечер ~10 часов, чтение канона Царю Николаю.
Как это было ...
!6.07.1989 г., Словосочетание Царские дни, ещё не были употребимы, но именно, эти дни стали именовать позже - первыми "Царскими днями". В этот день - впервые в России, после расстрела царской семь, открыто собрались люди, чтобы почтить память, Царя Николая, его семьи и верных слуг. Перестройка едва забрезжила, и не так давно прошли очередные обыски. Идея проведения молебна не обсуждалась долго и широко, во избежание огласки.
(кликните для показа/скрытия продолжения)
Надо бы хоругви сделать, предложил Игорь Калиничев. Как быстро и легко всё осуществилось.
Хоругви - именно хоругви придали верный дух этому событию. Как пали ниц, старушки,
со словами: Царь! Батюшка!", когда только была развёрнута хоругвь с изображением портрета Царя - батюшки.
Наивно, чуть ли не по детски, созданные коллективным трудом хоругви, объединили духовно, немногочисленных собравшихся людей, зажгли свечи, положили цветы и стали читать канон Царю мученику Николаю (в этом чине он был прославлен Русской зарубежной церковью.)
Это самый счастливый день и самые счастливые минуты жизни, не перестали они быть
таковыми и после ареста 11 человек, участников молебна,( как позже его стали именовать в прессе),
и каждый следующий год в эти дни, они переживаются в воспоминаниях вновь и вновь.
Хоругви - именно хоругви ... Это те самые хоругви, зримый символ первых Царских дней в Екатеринбурге. Хоругви тоже были арестованы вместе с одиннадцатью участниками молебна, но Анатолий Верховский отказывался подписывать протокол об освобождении и возврате изъятых личных вещей пока не вернут хоругви. И возвратили, а ох, как, не хотели...
Сейчас они находятся в Храме на крови, рядом с "расстрельной комнатой",
16.07.1989 г. вечер ~10 часов, чтение канона Царю Николаю,
разгон милицией и арест 11 участников молебна,
после этого события, каждый год в этот день на это место
стали собираться православные почтить память Царя Николая.
его семьи и верных слуг их.
Позже - 18.08.1990 г. здесь был установлен первый деревянный крест,
простоял недолго - за полтора месяца его ломали трижды.
16.07.1989 г
Фрагмент видео - нажмите на изображение для просмотра,
Можно скачать на компьютер, нажав "сохранить".
Позже - 18.08.1990 г. здесь был установлен первый деревянный крест,
Простоял он недолго - за полтора месяца его ломали трижды,
04.10.1990 г. установлен новый, металлический крест, который
стоит и поныне, только перенесен, в связи с возведением Храма на Крови.
Металлический крест взрывали в ночь с 23 на 24. 02. 1998г.,
за три дня до заседания Св. Синода по поводу признания
подлинности "Царских мощей".
Крест подправили после взрыва, но следы взрыва остались заметны,
так он и стоит.
Воспоминание очевидицы установки первого креста.
Ранним Утром (18/08/1990 г.), пришла на Вознесенскую горку, накануне было условленно,
установить, на месте мученического подвига св. Царственных Страстотерпцев, крест.
Жду, улица пустынна, тишина. Вот прошуршал первый троллейбус,
подъехала грузовая машина, остановилась. Вдруг из кузова появились мужчины
(Олег Волковинский и Тимофеев Владимир). В не оборудованном кузове нельзя перевозить людей,
поэтому они ехали лежа в кузове. Быстро выгрузили крест и лопаты,
крест спрятали в бурьянчике.
Стали копать ямку, место установки креста было намечено заранее.
Нажмите открыть/скрыть продолжение
Грунт очень тяжёлый, лопатки ржавые, гнутся, с трудом выкопали совсем не глубокую ямку, как вдруг, появился милиционер, (хорошо что крест был спрятан в бурьяне). Кто Вы, и что Вы тут делаете?, строго вопросил он, мужчины молчат, как партизаны, и молча пытаются углубить ямку. Милиционер стоит между мужчинами и мной, спиной ко мне, раз мужчины молчат, я отвечаю ему, "клад ищем", от неожиданности такого ответа, он оборачивается ко мне, и возмущённо говорит: "Я, Вас серьёзно спрашиваю!" - И я, Вам, серьёзно отвечаю, - цветы садим. Сама отступаю шаг назад, а он делает шаг вперёд, "Здесь общественное место, кто Вам позволил?!" Мужчины быстро с ориентировались, что милиционер в пылу спора со мной, оказался к ним спиной, стали быстро углублять ямку. Одна лопата сломалась, они стали руками выгребать из ямки камешки. Продолжаю щаг за шагом пятиться, и втягиваю милиционера, в спор, он всё больше возмущается и кипятится. Вот мы уже отошли метров на двадцать от ямки, вижу мужчины бегом в бурьян. Ещё немного надо отвлечь его, что говорила ему не помню уж.. Но милиционер всё больше возмущается и шаг за шагом следует за мной.. Вот крест уже в ямке, присыпали его едва-едва камешками, но стоит! Вероятно на моём лице при виде уже стоящего креста отразилась радость - , милиционер быстро оглянулся и увидел то, что увидел. Этого он не ожидал! Быстро выхватив рацию из кармана, в большом волнении доложил начальству о случившемся и быстро убежал. Крест едва-едва стоял, его вынули из ямки, ещё немного углубили её, снова водрузили крест, плотнее утрамбовали грунт вокруг креста. Удивительно, что мы не обменялись, ни словом о происшедшем, молча постояли, и разошлись с тихой радостью. Сомнения не было ни в мыслях, ни в душе , что крест теперь будет стоять, и что его не уберут уже сегодня. Дошла до улиц Ленина и Пушкина, появились бабушки с цветами, купила цветы. Возвратилась к кресту, подхожу, а у подножья креста букет свежих цветов, кто? как? когда?, ведь решение о предстоящей установке креста было известно очень немногим. P.S. В воспоминаниях Юрия Ивановича Покидышева, вкралась ошибка. Вероятно, он спутал с установкой креста на месте Екатерининского собора, который действительно устанавливался в дневное время и его несли к месту установки в дневное время, и он мог идти в это время на обед.
Не многие уже помнят "Вознесенскую горку" без Храма на крови. Вот так это было ...
Царские дни в 1990 году.
К сожалению у нас нет фотографии хорошего качества этого события, возможно, есть они у кого то в архиве, так как на этот раз народу было много, и СМИ были во множестве как отечественные, так зарубежные. И это на следующий год, после разгона первого молебна! Чудны дела твои Господи! Хоругви на этот раз были выполнены профессионально, в технике старинной вышивки "прикрепом", так шили плащаницы, и иконы в монастырских мастерских, Хоругви С изображением иконы Спаса нерукотворного, Георгия победоносца, Иконы Владимирской Божией матери и Державной, Патриарха Тихона. Хоругвь Царя мученика была прежней. Хоругви эти были раздарены, и не сохранилось их фотографий. Охранявшая милиция, теперь была невероятно предупредительна.
22,09 1992 г. -- Архиепископом Мелхиседеком (в сослужении ещё двух архиереев),
заложен Храм на Крови.
07.02.1993 г. -- Состоялся Первый молебен Св.Царю, отслуженный архиереем.
(Отслужил Архиепископ Мелхиседек Екатеринбургский).
Временный храм - начало строительства 27. 04. 1994 г.
В середине августа строительство под давлением
властей остановлено.
Возобновилось
строительство в сентябре 1996 г.
Завершение строительства - середина декабря 1996 г.
Молебен Св. Царственным Страстотерпцем во временном храме.
Первая литургия в строящемся Храме
совершена в ночь на 17 июля 1994 г.
Первый крест на Ганиной яме установлен
Владимиром Алексеевичем Солоухиным - 16.07.94 г. Сломан в 97 г.
Заменён на этот крест, (работа Верховского Анатолия Михайловича)
- 20.07.97 г. Сломан - 26.09.97 г.
Первый молебен Св. Царственным Страстотерпцам
Ганиной яме - совершён Архиепископом Мелхиседеком -
Первый Великий Крестный ход состоялся!
Проходил он с СВ стороны Стальной компании
(тогда ещё строящейся) по старой Коптяковской дороге.
16 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 20 ЛЕТ СО ДНЯ ПЕРВОГО МОЛЕБНА НА МЕСТЕ ХРАМА-НА-КРОВИ.
Екатеринбург, 14 июля 2009г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 16 июля исполнится 20 лет с того дня, как на месте будущего покаянного Храма-на-Крови был отслужен первый молебен.
Дом Ипатьева, в котором большевики совершили злодейское убийство Царской Семьи и верных слуг императорской фамилии, в советские времена стал "музеем народной мести", а затем пристанищем различных контор. После чего долгое время он стоял заколоченным, а в 1977 году был разрушен по решению властей.
Но память об августейших мучениках в народе жила, как ни старались богоборцы ее вытравить.
В 1981 году Царская Семья была прославлена в лике святых Русской Зарубежной Церковью. Ширилось ее почитание и в России.
Екатеринбуржец Анатолий Михайлович Верховский, которого называют старейшиной монархического движения на Урале, 16 июля 1989 года организовал на Вознесенской горке первое открытое моление царственным мученикам, за что и отсидел трое суток за решеткой.
В 1990 году Верховский снова организовал на месте разрушенного дома Ипатьева моление в дни убийства Царской Семьи. А через месяц, 18 августа, Анатолий Михайлович и группа единомышленников установили на Вознесенской горке деревянный Поклонный крест. Крест трижды пытались сломать, затем был изготовлен и установлен металлический. Перед ним много лет подряд еженедельно православные уральцы читали акафисты и выстаивали молебны. В ночь с 23 на 24 февраля 1998 года металлический Крест пытались взорвать, но он устоял.
Летом 1994 года А.М.Верховский, с благословения епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, начал строить временный деревянный Храм-на-Крови. Нелегко далось ему строительство, богоборцы поджигали бревна и доски, но церковное здание все же было возведено, и в течение многих лет в нем совершались богослужения.
В октябре 1996 году комиссия по канонизации Русской Православной Церкви представила Патриарху и Священному Синоду доклад относительно прославления царственных мучеников.
20 августа 2000 года Царственные Страстотерпцы были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
23 сентября 2000 года прибывший в Екатеринбургскую епархию Святейший Патриарх Алексий II заложил на месте дома Ипатьева первый камень в фундамент будущего величественного Храма-на-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших.
16 июля 2003 года в Екатеринбурге состоялось освящение Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, возведенного на месте убиения Святых Царственных Страстотерпцев.
Чин Великого освящения совершили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, а также архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, епископ Курганский и Шадринский Михаил, епископ Пермский и Соликамский Иринарх. По совершении освящения была совершена первая в новопостроенном храме Божественная литургия.
Верхний придел в честь Всех Святых символизирует собой негасимую лампаду, зажженную в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Нижний храм в честь и память Святых Царственных Страстотерпцев, включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской Семьи.
В Царские дни на этом святом месте проводятся торжественные службы, собирающие тысячи людей со всей России и из-за рубежа. Отсюда совершается ежегодный покаянный Крестный ход в монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
История строительства Храма-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.
Двадцатого сентября, после долгих хлопот, горсовет принял решение о передаче земельного
участка на Вознесенской горке Екатеринбургской епархии. Возникла реальная возможность
строительства на этом святом месте храма Божия.
Нажмите открыть/скрыть продолжение
Пятого октября 1990 года почитатели Царской Семьи установили новый — металлический — крест,
во время воздвижения которого произошло чудесное знамение.
С неба в дождливую погоду упал яркий свет, проистекавший из воронки,
образованной вращавшимися облаками. 10 октября Свердловский горисполком вынес
решение, позволявшее «в связи с многочисленными просьбами жителей города и
общественных организаций» установить «памятный символ на месте расстрела Царской Семьи».
В том же месяце архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек освятил Царский Крест,
ставший на несколько лет единственным памятным знаком почитания Царской Голгофы.
В 1991 году во дни памяти Августейших Мучеников
(«Царские дни» — так их стали именовать в народе) в городе впервые после 1919 года
был проведен крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места,
где Владыка Мелхиседек отслужил великую панихиду по невинно убиенным.
Ночью, в час мученической кончины, был отслужен молебен с водосвятием у Царского Креста.
Двадцать третьего сентября 1992 года на месте будущего Храма-на-Крови
Владыка Мелхиседек в сооружении с архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом,
епископом Челябинским и Златоустовским Георгием совершил торжественную закладку камня
с частицей святых мощей праведного Симеона Верхотур-ского.
Двадцать пятого января 1993 года в Екатеринбургский городской совет
и в средства массовой информации поступило обращение архиепископа
Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека,
где впервые Владыка открыто назвал Царственных Мучеников святыми:
«...Среди жертв канонизированные святые новомученики и исповедники Российские
во главе со святым благоверным Царем Мучеником Николаем II Александровичем.
Святой Царь Николай пока не канонизирован Патриаршей Церковью,
но он является местночтимым святым как раз в Екатеринбурге, и мы, жители города,
свидетели массового церковного почитания Его,
Его Августейшей Семьи и сонма всех святых новомучеников Российских»
.
В конце 1993 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством
Святейшего Патриарха Алексия II свидетельствовал, «что народ наш,
проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства
и гражданской смуты, и раскаивающийся в этих грехах, нуждается в видимом знаке покаяния»,
и благословил строительство в Екатеринбурге Храма-памятника-на-Крови
во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.
19 мая 1994 года, Ко дню рождения Царя Мученика-Николая II,
братством во имя Святых Царственных Мучеников над деревянным крестом была
возведена часовенная сень, увенчанная куполом с крестом.
Четвертого апреля 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий
совершил на месте строительства будущего храма панихиду по Царской
Семье и молебное пение о призвании Духа Святого на доброе дело строительства Храма-на-Крови.
После этого на Царском месте начались археологические раскопки,
а затем и работы по возведению нулевого цикла.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви,
проходившем в Москве с 13 по 16 августа, состоялось прославление
Собора Новомучеников и Исповедников Российских.
В числе первых из них были названы Святые Царственные Страстотерпцы.
Двадцать третьего сентября 2000 года
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
совершил торжественную закладку памятной капсулы в восточной
стене фундамента будущего Храма-на-Крови.
Шестнадцатого июля 2003 года состоялось долгожданное освящение Храма-на-Крови,
которое совершили постоянные члены Священного Синода.
Перед началом Божественной литургии Ольга Николаевна Куликовская-Романова
торжественно передала в храм икону Пресвятой Богородицы «Троеручица»,
исполнив завещание своего супруга,
племянника Царя Мученика Николая II — Тихона Николаевича Куликовского - Романова.
Образ Царицы Небесной пребывал в Ипатьевском доме во время заточения в нем
Царской Семьи. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с благодарностью
принял святыню и трижды осенил ею молящихся. К участникам церковных
торжеств по поводу освящения Храма-на-Крови было обращено специальное
послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В ночь с 16 на 17 июля, в новоосвященном Храме
архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон
(несший в Свердловской епархии архипастырское служение с 1980 по 1984 годы)
и Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершили Всенощное бдение
и Божественную литургию, по завершении которой состоялся покаянный
крестный ход до Ганиной Ямы. В шесть часов утра в нижнем храме рядом
с местом полуподвальной комнаты, где пролилась кровь Царственных Страстотерпцев,
была отслужена Божественная литургия.
Путь к Храму-на-Крови от его идеи до самого строительства является особенным периодом
в судьбе русского народа. За полтора десятка лет в умах и сердцах многих
наших соотечественников произошло великое переосмысление истории XX столетия.
Дорога к Храму вывела нас из беспамятства к памяти, из плена предрассудков к покаянию,
и дай нам Бог не свернуть с нее, а прийти в объятия Отчии молитвенным предстательством
Святых Царственных Страстотерпцев!
Статья А.М. Верховского "Будущее России: проблема понимания"
Ссылка на сайт Царская-дорога
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ 03/07/2016 Статьи из архивов Верховского А.М.
⇧
⇩
|