CSS текст с тенью на примере заголовка

Царские дни в Екатеринбурге

 

 

 

 

Екатеринбург

Время  и дата

 


лампада-1.png

 

"Время и дата"

Фиксированное меню

   Крестик.png

 

Радуйтесь! Святые Царственные Страстотерпцы!

 

Радуйтеся, святии царственнии страстотерпцы, за землю Русскую пред Богом моли́твенницы и пресла́внии чудотворцы.

 

Свечу можно перемещать, а текст копировать

 


СВЯТЫЕ ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЦАРСКИМИ ДНЯМИ!

 

Описание  Северного участка Царской дороги

 Верховский Анатолий Михайлович. Екатеринбург  ©

Царская дорога – это дорога, по которой под утро 17 июля 1918 г. изуверы-ца­реубийцы везли на грузовике честные тела, убиенных свв. Царственных мучеников и Их,  до смертного конца верных слуг. Она проходит  от Вознесенской горки до Ганиной ямы. Северный же участок Царской дороги – это ее завершающий уча­сток. Он ведет до Ганиной ямы, начинаясь на границе современной городской за­стройки г. Екатеринбурга.

северный-участок-царской -дороги.jpgТочке отсчета Царской дороги на этом, завершающем участке, наиболее полно отве­чает церковь во имя Влади­мирской иконы Пресвятой Бо­городицы. Ее положение про­сто идеально подходит ука­занному месту[1].

Ибо Церковь находится как раз на окраине города и в то же время в лесу, который изначально, издревле окружал город. Она построена непосредственно на обочине грунтовой дороги, которая, есть Старая Коптяковская до­рога, а стало быть, Царскую дорогу, мы можем просле­дить от Храма и на север в сторону Ганиной ямы.

На север, в сторону Ганиной ямы, эта дорога  на протяжении примерно с полкилометра следует по самому краю реликтового лесного массива и выходит на кладбище, где ее положение точно доказано. Точное местоположение Старой Коптяковской дороги и ответвившейся от нее Царской дороги, достоверно доказано работами предпринятыми еще в 2006 году. В то же время, к востоку от дороги, идущей лесным массивом, в непосредственной близости, проходит улица Шарташская, а за ней, еще далее к востоку, промышленные предприятия, складские и проч. строения.

Южнее же она теряется в городской за­стройке, вплоть до пересече­ния ул. Технической с ул. Рас­точной. До этого перекрестка (со стороны Храма-на-Крови) она прослеживается по про­стиранию улиц Техническая и Минометчиков.

Начальная точка крестного хода, которая находится в святом храме, а не в ка­ком-то случайном месте, разрешает несколько вопросов сразу. Во-первых, этим определением ликвидируется неопределенность, возникающая от неопределенно­сти и условности самого понятия «граница городской застройки». Достаточно по­смотреть на карту, чтобы убедится в этом –  не так-то просто решить, где прово­дить линию, считая ее «границей городской застройки». Да, и потом, сегодня эта линия границы здесь, а завтра переместится, ведь город постоянно расширяется. Во-вторых, церковь возведена на обочине заросшей грунтовой дороги, которая явно является остатками Старой Коптяковской (следовательно, и Царской) дороги. Остался от стародавних времен и восточный краешек леса, в котором, собственно и проложена дорога, и где сохранилась она ныне (см. Обзорную карту и Карты 1). О точности отстройки линии Царской дороги, мы поговорим ниже.


[1] Место для возведения храма в микрорайоне «Семь ключей» подбирали сами городские чиновники. Городские власти, согласившись на решение Епархии возвести церковь на Семи Ключах, никак не могли решиться и указать место для возведения церкви. Предлагали то одно, то другое. Наконец, решились. Как оказалось, место «очень правильное». Как же получилось, что Церковь оказалась на нужном месте? – это уж Господь так управил.  Да, на Русской Голгофе ничего случайного не бывает.

И вот чего они добились, а ведь городским чиновникам, отводившим землеотвод на строительство храма, никто не объяснял, что Церковь надо возвести именно на обочине этой дороги, т.е. именно Царской дороги. Скорее всего, они и слова-то такого – «Царская дорога», никогда не слышали.

Читать далее . . . (кликните для показа/скрытия)


      Начальная точка крестного хода, которая находится в святом храме, а не в ка­ком-то случайном месте, разрешает несколько вопросов сразу. Во-первых, этим определением ликвидируется неопределенность, возникающая от неопределённо­сти и условности самого понятия «граница городской застройки». Достаточно по­смотреть на карту, чтобы убедится в этом – не так-то просто решить, где прово­дить линию, считая ее «границей городской застройки». Да, и потом, сегодня эта линия границы здесь, а завтра переместится, ведь город постоянно расширяется. Во-вторых, церковь возведена на обочине заросшей грунтовой дороги, которая явно является остатками Старой Коптяковской (следовательно, и Царской) дороги. Остался от стародавних времен и восточный краешек леса, в котором, собственно и проложена дорога, и где сохранилась она ныне (см. Обзорную карту и Карты 1). О точности отстройки линии Царской дороги, мы поговорим ниже.

     И, наконец, точке отсчета соответствует храм Божий, а не какой-то абстракт­ный условный знак и не перекресток улиц, к примеру. Ведь и Царская дорога начи­нается от места, на котором возведен святой Храм-на-Крови, а заканчивается свя­той обителью. Так Великий крестный ход на Царские дни по Царской дороге, и в начальной, и в конечной своих точках, определен положением святых храмов. Со­ответственно и Малый крестный ход и начинается и заканчивается тоже святыми Божиими храмами (если строго, то заканчивается святой Божией обителью, но это уже буквоедство). Эти храмы знаменуют не только точное географическое место­положение начала и конца Царской дороги (положение в материальной сфере бы­тия), но и их место в сфере духовной («Храм есть дом Бога живаго»). Ибо и Ганина яма, и Вознесенская горка есть великие святыни нашей Церкви, которые соеди­нены между собою Царской дорогой, которая уже по этой причине, тоже является святыней. Стало быть, определение начальной точки Северного участка Царской дороги в том месте, на котором возведен храм Божий, наделяет этот участок неким особым статусом и в духовном плане. Раскрытие этого статуса находится всецело в контексте раскрытия значения духовного подвига Святого Царя Николая.

     Этот участок, начинаясь, фактически в городе, в остальной части своего пути находится вне города, преодолевая при этом некую переходную зону, которая включает кладбище. Положение кладбища непосредственно на Царской дороге, придает этому факту несколько зловещий оттенок, но это только на первый взгляд. Ничего случайного на Русской Голгофе не бывает, потому что – это святыня, со­зданная Господом, хотя и руками людей, отнюдь не всегда благочестивых, или даже вовсе не благочестивых. Люди добивались своих личных, целей как они ду­мали, а фактически, исполняли волю Божию. В Учении Церкви о Промысле Божии так прямо и говориться, что Промысл Божий творит добро, даже попуская совер­шение зла. Поэтому кладбище на Царской дороге отнюдь не помеха и не случай­ность. Оно тоже, как и другие элементы, составляющие окружение Царской до­роги, хотя и созданы людьми, которые исполняли, как им казалось, какие то свои задачи, исполнили волю Божию.

По воле Господней
     Русская Голгофа,– это земная материальная реализация планов, утвержденных на Небесах. Все участки Русской Голгофы отстроены людьми, но эти люди испол­няли волю Господню, если даже сами того не подозревали. Мы придем к неизбеж­ному выводу о том, что Царская дорога должна быть пройдена вся без изъятия, ибо вся она, как вся вообще Русская Голгофа отстроена по воле Божией. Разумеется, если только на ней нет непреодолимых препятствий, которые, несомненно, со­зданы таким же путем.
     О том, что Господь управил расположение храма во имя иконы Владимир­ская, мы уже говорили. Городские чиновники, «сами», без всякой подсказки нашли единственно возможное место для него. Есть классическое определение – «Тот, кто верит в случайность, тот не верует в Господа Бога». Видимо, это как раз тот слу­чай. Я специально проанализировал местоположение этого храма, потратив немало времени и сил, и убедился, что он расположен просто идеально, причем именно с позиции местоположения храма, для проведения крестных ходов по Царской до­роге. Если бы заранее было решено подобрать место для храма, то никому не уда­лось бы это сделать лучше. Во всяком случае, рассмотрение критериев подбора ме­ста именно для указанной цели, вряд ли пришло кому-то в голову. Стало быть, это Господу угодно расположить указанный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери на пути крестного хода по Царской дороге. Повторяю, вряд ли кто-то ре­шил строить храм, наделив его теми функциями, которые он приобрел, благодаря своему расположению – в месте, которое его делает начальной точкой для прове­дения Малых Крестных ходов. Т.е. он приобрел свои свойства по факту своего по­ложения. Мы еще вернемся к этому вопросу ниже.

Храм-на-Крови: чудо возведения
     Другой, возведенный по воле Божией храм – это Храм-на-Крови. Однако про него нельзя просто сказать – другой храм, или еще один храм. которое по своим масштабам является куда более значимым, фактически решающим событием. Храм был построен за три года (2000-2003 гг). Но наиболее сложной задачей в деле воз­ведения Храма было не строительство само по себе. Землеотвод для строительства на Вознесенской горке был выделен за 10 лет до начала строительства, и все эти 10 лет строительство тормозилось городскими властями, и все эти 10 лет, до самого последнего момента висела угроза, что возведение Храма будет остановлено, даже не начавшись. Потому что все эти годы действовала могущественная сила, которая путем всевозможных акций добивалась двух целей. 1. Не допустить возведения Храма-на-Крови на Вознесенской горке. 2. Восстановить на этом месте дом Ипать­ева.

     И вот это война, на которую мало кто обращал внимание в те годы, когда она была в активной фазе, и мало кто о ней знает теперь – оказалось главным содержа­нием возведения Храма-на-Крови. Это только на первый взгляд такое положение кажется парадоксальным. Всего-то пару лет назад эта война повторилась в борьбе против восстановления Екатерининского собора. Те же методы, приемы, та же не­видимая сила, персонифицировавшая себя в «группе общественников», повторяв­ших действия своих предшественников, десяти-пятнадцати-двадцати летней давно­сти. У тех только интернета не было, как не было его в широком распространении в те годы. Важнее всего – та же самая цель. Из чего, собственно вытекает, что это было продолжение той же самой войны, войны против возведения Храма-на-Крови, одним из ее этапов. Точнее, это было этапом одного из эпизодов (опера­ций) той же войны, связанной с возвращением городу имени (и покровительства) Святой вмч. Екатерины

.     Отвлечемся немного от основной темы. Я назвал словом «война» совокуп­ность событий, разворачивавшихся на Вознесенской горке, не ради того, чтобы драматизировать ситуацию, а потому что есть понятие «духовная брань», а сово­купность этих событий отвечают как раз этому понятию. Один из существенных аспектов этого понятия заключается в том, что участники этой брани участвуя в ней, возрастают духовно. В этом им помогает Господь Бог, наделяя участников брани Своею Силою и Своею Премудростью и делая брань доступной слабым че­ловеческим силам. Но ведет борьбу сам человек своим осознанным упорством, со­единяясь в своих усилиях с Силой Божией, принимая в себя волю Божию и, осо­знанно же подчиняясь ей – в этом весь смысл, ибо победным итогом этой брани яв­ляется спасение человека. Ибо спасение человека заключается как раз в соединение человека с Богом по благодати. Собственно, в этом заключается вхождение чело­века в Царствие Небесное. Оно, по определению, – «силою берется» – да только сил у человека для этого не хватает. Но и Бог, наделив человека Своим образом, а вместе с ним свободой воли, не хочет лишить ее человека и потому не хочет (не может) лишить ее человека и забрать его в Свое Царствие силою, т.е. вопреки сво­боде воли человека. Поэтому в деле спасения человека происходит совместное действие (или как говорят католические богословы – синергия) Бога и человека.

     Собственно, ради этого осуществляются таинства Рождества и Воскресения. Бог Отец послал Сына Своего единородного, нашего ради спасения. Незримый Сын воплотился в зримого Иисуса Христа. Был зримо подвергнут жесточайшей и позорной казни, а в третий день воскрес. Но Воскресение Христа стало зримым фактом только для тех, кто уверовал, что Он есть Сын Божий, и незримым для остальных, для неверующих.
Я напомнил о духовной брани для того, чтобы отметить, что принципы поло­женные в ее основу, во-первых, в значительной мере определяют тайну Русской Голгофы. Во-вторых, события, развивающиеся на Русской Голгофы легче понять, если исходить из этих же принципов.

     Русская Голгофа, с этих позиций, является площадкой или композицией, со­зданной Господом Богом, на которой осуществляется синергия воли Божией и дей­ствия Божия с человеком. Человек не в состоянии видеть Господа по Его Естеству, поэтому Господь создал образ, икону. Можно бы сказать, что Русская Голгофа есть икона (размером в 20 км), но она является совокупностью образов, поэтому лучше сказать, что она есть композиция образов.
     Такой «объект» Русской Голгофы, как Храм-на-Крови был получен Церковью в результате 10-летней «войны». Победу в ней удалось одержать только с помощью Божией. Потому что силы были заведомо неравны, и события на Вознесенской горке – эпизоды (операции) этой войны, воспринимаются как непрерывное чудо. Начиная с самого первого эпизода – с моления на Вознесенской горке вечером 16 июля 1989 года. Особенно масштабным было чудо, в результате которого Церковь получила землеотвод на строительство Храма.
     Одновременно проходила еще одна война, или точнее еще один фронт той же войны.
     Отдали бы землеотвод одной из претендующих фирм, и на Вознесенской горке стоял бы сейчас отель или банк. На заседании горсовета 4 сентября 1990 года эти фирмы (а так же «Церковь методистов» из США) подробно рассказывали, по­чему, именно они, наилучшим образом украсят это «памятное место».
     В возведении Храма решающими оказались не только и не столько обычные строительные задачи (инженерная, экономическая, организационная и пр.), сколько задачи совершенно особого рода. Это был целый комплекс задач, связанных с по­лучением землеотвода на Вознесенской горке на строительство Храма (в 1990 г), а потом и удержании землеотвода в течении 10 лет. причем процесс его возведения следует начинать со сноса дома Ипатьева, на месте которого он воздвигнут. Остановимся на этом поподробнее.

     Если бы этот дом сохранился, то в нем был бы сейчас музей, который по своим функциям повторял бы приснопамятный музей 20-30 годов, который назы­вался «Музей народной мести», нынешний музей назывался бы, конечно, иначе, но это дела не меняет. Если бы дом Ипатьева сохранился, то праздник Царские дни превратился бы в свою противоположность. Это был бы чисто светский «празд­ник», приуроченный к юбилею цареубийства и, стало быть, посвященный торже­ствам по случаю этого события.

     Например нынешний «Фестиваль Царские дни» хорошее тому подтвержде­ние: песни, пляски, игры, развлечения, – если бы убрать ночную Литургию в Храме-на-Крови и Великий Крестный Ход, который начинается после Литургии от этого же Храма, то остались бы одни лишь светские, мирские празднества.

     Словом в Царские дни мы торжественно и радостно праздновали бы царе­убийство. Мирской праздник и не может быть иным, он празднует мирское собы­тие. Ибо мирскому сознанию непостижима тайна Воскресения Христова и Его по­беды над смертью.
     Сохранившийся дом Ипатьеваостался бы свидетельством мирского миро­ощущения, Свидетельством «той страшной кровавой ночи», вне зависимости от оценки произошедшего события, которая, традиционно взаимопротивоположная. Хоть для «гуманистической» традиции, усматривающей в этом событии уголовное преступление, хоть для ортодоксально-коммунистической, для которой цареубий­ство в доме Ипатьева – «месть трудового народа коронованному палачу».

     Для плотского сознания кажется безумием краткая, противоречащая логике формула: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Ибо истину от­крывает только вера, через которую мы в состоянии принять ее, ибо истина и есть Христос – распятый, но воскресший.
     Христос добровольно вкусил смерть именно ради победы над смертью. И ме­сто, на котором Христос победил ад и смерть, называется Голгофой.

     Мы же в Царские дни празднуем новую победу Христа, над адом и смертью и Христово Воскресение и . Вот в чем состоит духовный смысл Царских дней. Ведь православные, в большинстве своем, не принимают никакого участия в разворачи­вающегося в Царские дни празднованиях одноименного фестиваля – чисто свет­ского увеселения.

     И Великим Крестным ходом следуем по Царской дороге на встречу к вос­кресшему Христу. Ибо святая Ганина яма, место погребения Святого Царя, а вме­сте с ним и погребения Христа, есть образ Гроба Господня, где воскресает Хри­стос. Вот мы и идем к Нему.

     Точно так же Ельцин, этот признанный «гений разрушения» снес дом Ипать­ева, чего никому другому (менее гениальному разрушителю) просто не удалось бы сделать. Тем самым он подготовил место для возведения Храма-на-Крови. Пред­ставим, на минутку, что Храма-на-Крови у нас нет и тогда нам легко представить величие «подвига» по сносу дома Ипатьева, ведь если бы он сохранился, то и речи не могло идти о возведении Храма.

     Раскрытию этой темы должна быть посвящена отдельная статья, или точнее, серия статей.


    Историческая справка

Первое открытое моление святому Царю Николаю на Вознесенской горке произошло около 10 часов вечера 16 июля 1989 года.

Оно началось, как только на пустыре, который расположился на месте снесенного дома Ипатьева, появились хоругви. Именно хоругви собрали народ на молитву, а не призывы каких бы то ни было политических или общественных групп, организаций или движений.

Поэтому, говорить об организаторах молитвы, было бы неверным, ни в юридическом, ни в духовном смысле. В юридическом смысле этот вопрос очень интересовал следователей, прокуратуру, а потом суд. Интересовал он и СМИ, как отечественные, так и зарубежные (эмигрантские), потому что власти, сами того не ожидая, своими неуклюжими действиями добились широкого резонанса этого события. На самом деле, собрали людей на молитву хоругви, именно в юридическом смысле, но обвинений в этом, в том же юридическом смысле, предъявить невозможно.

С духовных позиций, единственным собирателем людей на молитву, был Святой Царь Николай и более никто. Хоругви помогли ему в этом, – в собирании людей. Ведь святой Царь Николай, пребывая на Небеси, плотским зрением на земле невидим. Хоругви видимым образом обозначили незримое его присутствие, и призыв самого святого Царя Николая к народу, и народ собрался около них, чтобы молитвенно обратиться к своему святому Царю.

Но мы еще вернемся к этому вопросу, ибо в нем самая суть описываемых событий.

*  *  *

В тот вечер 16 июля, после десяти, появились хоругви, и люди немедленно устремились к ним. Буквально за минуту хоругви были окружены плотным кольцом людей. В середине круга прямо на мелкую щебенку, которой был засыпан пустырь, стали возлагать цветы и ставить горящие свечи. Цветы и свечи – вот, что наиболее поражает в этой истории. Никто ведь ни о чем не договаривался, ни о совместной молитве, ни о цветах и свечах.

Полагаю, в тот летний, погожий воскресный день на Вознесенскую горку приходили люди, которые хотели как-то отметить этот знаменательный и страшный день в истории России. Думаю, люди на пустырь приходили целый день. Приходили, постояв, походив по пустырю, рядом с ним, уходили. Многие, наверняка приносили и цветы и свечи, но ушли, не дождавшись молитвы, да и не знали они о ней, а кто-то пришел вечером и попал вовремя.

*  *  *

Моление состояла из совместного поочередного чтения канона по книжечке «Канон св. Царю-мученику Николаю II», изданной в Джорданвилле (Зарубежная Церковь).

Все бы так мирно и кончилось. Если бы не власти.

Кружок молящихся на пустыре, никаких ораторов, никаких лозунгов и призывов против властей – кому это мешало? Напомню, шел 1989 год, разгар перестройки. Все уже, и обыватели, и власти, давно уже привыкли к митингам. Привыкли и к призывам, и проклятиям против «кровавого режима», которые произносились на этих митингах не шепотком, а в мегафон. Митинги проводились «демократами» не на пустыре, а на «Плотинке» в самом центре города. И никто их не разгонял, разве что поблизости прогуливалось парочка милиционеров в форме (и сколько-то в штатском). Да и прохожие, шли мимо кучки демократов с плакатиками и мегафоном и даже не притормаживали – привыкли.

На этот раз произошло иначе, митинг и молитвенное собрание для атеистической власти не одно и то же, оказывается.

Сначала, все время, пока продолжалось чтение канона, поблизости находился капитан милиции и непрерывно в мегафон произносил одну и ту же фразу: «Собрание незаконное, немедленно разойдитесь». Капитан милиции со своим мегафоном появился немедленно, как только начал формироваться кружок, явно он дежурил где-то поблизости.

Затем, когда моление закончилось, и участники уже начали сворачивать хоругви, подъехал крытый грузовик с ОМОН’ом. Против митингов в Екатеринбурге (Свердловске) ОМОН не применялся никогда. Все-таки, это специальное подразделение милиции предназначено для боевых действий против вооруженных бандитов. А тут получается, что мирное молитвенное собрание уравняли с вооруженными бандитами.

Случайные прохожие ничего особенного бы не заметили, просто не успели бы. Да и время позднее, повторюсь, был 11-час вечера, какие уж тут прохожие.  В советские времена власти не случайно очень заботились, чтобы такие операции происходили бы понезаметнее и без лишних свидетелей.

*  *  *

Но, во-первых, за происходящим на пустыре наблюдали не редкие случайные прохожие, хоть и был 11-час вечера. Как раз к этому времени в «Космосе», закончился сеанс, часть зрителей двинулась через Вознесенскую горку, и там вдоль парапета, ограждающего уступ над проезжей частью ул. Либкнехта, нашла удобные «зрительские места». Быстрая и умелая работа ОМОН особого внимания публики вряд ли привлекла бы.

Всего при «силовой поддержке» ОМОН было задержано 8 человек. Еще одного паренька задержали и доставили в отделение милиции за то, что он, взобравшись на кучу щебня возбужденно кричал: «Фашисты! Фашисты!». Как оказалось, паренек был несовершеннолетним (16 лет), пока разбирались, наступила полночь. Задержание несовершеннолетнего в отделении милиции в ночное время – очень большая ошибка милиции – нарушение УПК, за такие ошибки сурово наказывают. Еще двоих в суматохе упустили. Задержали их на ул. Луначарского, для этого было задействовано две оперативных группы на машинах «Волга». Подъезжала «Волга», двое сотрудников мгновенно усаживали человека в машину (это опять же, чтобы случайные прохожие не обратили внимания) и увозили. Как утверждают знающие люди, это работа оперативных групп КГБ, их почерк, их машины (у милиции УАЗ’ики).

Всего было доставлено в Кировский райотдел милиции 11 человек, двое из них несовершеннолетние – кроме мальчика 16 лет, еще и девочка, которой только что исполнилось 14 лет. Ее тоже продержали далеко за полночь.

*  *  *

Из 11 человек, задержанных, пятерых отпустили, с повесткой явиться на следующий день в суд, разумеется, кроме двух несовершеннолетних. Оставшиеся остались до суда в отделении милиции.

Под вечер 17 июля, шестерых задержанных повезли в Кировский районный суд. Как и сотрудники милиции, сотрудники суда были настроены на какой-то бесшабашный лад. Очевидно они, как и упомянутые милиционеры, имели практику обращения со всякого рода «асоциальными элементами» вроде пьяниц, бомжей, мелких хулиганов и тому подобное. Про нормы УПК они давно уже забыли и попытались осудить нас в своей обычной манере. Однако им это не удалось. Суд в первый день был сорван. Задержанных, отвезли на этот раз в изолятор, расположенный на Елизаветинском тракте.

Через два дня, задержанных, опять привезли в тот же Кировский суд. На этот раз зал был полон, присутствовала пресса. Суд опять допустил формальные нарушения и опять был сорван. Никто, ни суд, ни прокуратура, не решился на глазах прессы, настаивать на ошибочных решениях.

На этот раз, людей отпустили по домам, продлить задержание на срок свыше трех суток, никто не решился. В третий раз, суд собрался на следующей неделе, в понедельник, 24 июля (если не изменяет память). Кроме местной прессы была уже всесоюзная, были приглашены известные политики – депутат Верховного Совета СССР Л. Кудрин, известный юрист и политик В. Исаков и др. Состав судейской коллегии был уже иным, чем в первые два раза.

 

Кроме этих грубых нарушений УПК, была еще масса мелких нарушений, на которые поступила жалоба от задержанных в прокуратуры всех уровней, начиная от районной, до Генеральной Прокуратуры. Я специально останавливаюсь на этом вопросе, ибо милиция была наказана и наказана настолько строго и внушительно, что еще несколько лет милиция обходила православных стороной. Это обстоятельство позволило православным активистам явочным порядком добиваться того, что власть никогда не позволила бы Церкви на официальной основе.

Было, например, поставлено два креста – Царский крест на Вознесенской горке в 1990 и Екатерининский крест в сквере, на месте алтаря Екатерининского собора в 1991 году (ныне там Екатерининская часовня). Разрешений на установку крестов от властей не было, кресты ставились незаконно с точки зрения безбожной власти, но законно с точки зрения власти Божеской.

Каково значение креста в жизни мiра, можно не указывать, оно понятно даже безбожной власти. Полагаю, без Царского креста[2] , воздвигнутого на Вознесенской горке в августе 1990 года, весьма сомнительно, что совершилось бы чудо и сентябре того же 90 года, когда власти отдали землеотвод Церкви на воздвижение Храма-на-Крови, а не какой либо коммерческой структуре для возведения банка или отеля..

А еще позднее, на «разборе полетов» у высокого начальства, милиции

Атеистическая власть, вопреки своей декларируемой атеистичности, выступила не против собрания людей, как такового, – ибо политические собрания были ей уже безразличны, а против молитвенного собрания, против молитвы святому Царю. Причем выступила со всей своей возможной мощью. Был уже не 18-й и не 20-й годы, когда крестные ходы в России расстреливали из пулеметов. Власть бросила против заведомо мирного молитвенного собрания милицию, КГБ, прокуратуру и суд. Рада бы (может быть) и пулеметы, да времена, повторяюсь, были уже не те.

_______________________________________________________________________________________________

[2]  Механизм действия был исключительно прост. Прибывший на место возведения креста наряд милиции, вежливо осведомлялся, что происходит. На что ему вежливо отвечали – ставим крест. На какие-то решительные действия милиция не решалась, старший наряда связывался с начальством по рации, но и начальство, очевидно, не желало принимать на себя ответственность за решительные действия. Помнило, чем кончилась операция по разгону моления в 1989 году. Милиция вежливо козыряла и отправлялась восвояси.

Сейчас милиция уже «непуганая», но и отношение власти к Церкви решительно поменялось. Теперь «решительные действия» милиции останавливает сама власть по жалобе из Епархии. В те времена

 


 Статья А.М. Верховского "Будущее России: проблема понимания"